Меню

Достопримечательности

Директор — Беглов Александр Иванович. 

Адрес: 141100, Московская область, г. Щёлково, 1-й Советский переулок, д. 3. 

Телефоны: (496-56) 7-03-10, (496-56) 7-04-22. 

www.shp-beglov.ru

Режим работы: ежедневно с 11:00 до 17:00, кроме понедельника. 
Вход бесплатный.

В 1995 году, к 70-летию города Щёлкова, состоялось открытие муниципального учреждения «Щёлковская художественная галерея». Созданию галереи способствовала большая работа по собиранию художественных фондов галереи при деятельном участии заслуженного художника России Г.А. Безукладникова.

Коллекция формировалась из пожертвований жителей города и района, Щёлковского клуба художников, Союза художников России и зарубежных авторов. В фондах галереи находятся работы В.М. Зайцева, народного художника России М.Г. Абакумова, профессора МГАХИ имени В.И. Сурикова П.П. Литвинского и других известных мастеров. Широко представлена ретроспектива развития изобразительного искусства г. Щёлкова и района произведениями щёлковских художников.

Галерея регулярно проводит активную выставочную деятельность, знакомя жителей города с творчеством художников, графиков, скульпторов.

В разное время в стенах галереи проходили выставки народных художников России: И.П. Обросова и М.Г. Абакумова; академиков Академии художеств России: Э.Н. Дробицкого и В.М. Зайцева; заслуженных художников России: П.П. Литвинского, В.А. Скока, Г.А. Безукладникова, И.С. Виханского и многих других известных художников.

В 2003 году Щёлковская художественная галерея провела выставку щёлковских художников в городе Лохья (Финляндия), а в городе Щёлкове — финских художников, в рамках культурного обмена между городами-побратимами.

При галерее постоянно работают общественные организации: Щёлковский клуб художников, Щёлковский союз профессиональных художников и объединение мастеров прикладного искусства «Щёлковские узоры».

Большую помощь в развитии галереи оказал глава Щёлковского района Л.А. Твердохлебов.

Усадьба Алмазово

При въезде на территорию района по Щёлковскому шоссе, среди зеленых елей и сосен расположилось село Алмазово, главным украшением которого и сегодня являются дворянская усадьба и храм, построенный в честь победы над Наполеоном.

В ранних писцовых книгах 1584–1623 годов эта местность называлась «пустошь Ошитково». Место тогда и впрямь было пустынным, пока царь Михаил Фёдорович Романов не пожаловал эту землю своим соратникам Осипу и Михаилу Елизаровым. В 1639–1647 годы Ошитковом владели Афанасий и Иван Елизаровы, а с 1707 года зять Елизаровых — дворянин Семён Ерофеевич Алмазов.

При нем была построена деревянная церковь в честь Сергия Радонежского, село стало называться Сергиевским. В 1726 году его сын Иван Семёнович Алмазов возвел, вместо деревянной, каменную церковь. Освящение ее состоялось в 1730 году. За селом долгое время сохранялось название Сергиевское, позже — Алмазово. В 1753 году село приобрел Никита Акинфиевич Демидов (1724–1789), из семьи уральских горнозаводчиков, получивших потомственное дворянство за заслуги перед Отечеством. Он построил в Алмазове усадьбу.

Никита Акинфиевич Демидов известен как покровитель ученых и художников, состоял в переписке с Вольтером. В 1779 году учредил при Академии художеств премию-медаль «За успехи в механике». После смерти Никиты Демидова, Алмазово перешло к его сыну — Николаю Никитичу (1773–1828), прославившему свое имя многочисленными пожертвованиями.

В 1807 году Николай Никитич Демидов подарил петербургский дом Гатчинскому сиротскому институту, построил «за свой кошт» военный фрегат на Черном море, а в 1812 году выставил на свои средства «демидовский» полк ополченцев. Выкупил у казаков, захвативших французские трофеи, похищенный французами золотой крест алмазовской церкви. Этот крест долго хранился в храме, как напоминание о войне 1812 г.

С 1815 года Николай Демидов был посланником во Флоренции. Благодарные флорентинцы в 1871 году поставили ему памятник-бюст, за основанные им во Флоренции детский приют и школу. Будучи вдали от Родины, Николай по-прежнему проявлял заботу о своих соотечественниках: в 1819 году пожертвовал 100 тыс. рублей на инвалидов; в 1824 году — 50 тыс. рублей для беднейших семей, пострадавших от наводнения в Петербурге; в 1825 — 100 тыс. рублей и свой дом в Петербурге, на создание «Дома Трудолюбия».

Любимым детищем Н.Н. Демидова был театр, считавшийся одним из лучших в Москве. Нет сомнения, что демидовская труппа давала спектакли не только в Москве, но и летними месяцами в Алмазове. Среди крепостных актеров Н.Н. Демидова взошла яркая звезда московской сцены — Степан Федорович Мочалов (1775–1823).

     

К 1813 году Демидовы создали в Алмазове уникальную усадьбу, представляющую и в настоящее время живописное зрелище, хотя сохранилась она частично. Наиболее впечатляющим в усадьбе был ее парк, основу которого составляла искусственно созданная водная система.

Усадьба Алмазово строилась среди лесов на совершенно ровном, заболоченном участке. В 60—70-е годы XVIII в. здесь была создана система регулярных каналов и прудов с насыпными островами и горками, которая явилась структурной основой всей усадебно-парковой композиции. Создание прудов и каналов не являлось только декоративным приемом, а имело также целью осушение усадебного участка на площади более 80 га.

Главный канал, длиной около 700 м, был проложен строго по прямой с запада на восток. Он начинался от Малого пруда у трехъярусной горы Сион и заканчивался Большим прудом с островом в центре. Примерно посредине канал разделялся на два рукава и охватывал небольшой округлый остров, на котором, почти полностью его занимая, стоял деревянный господский дом с галереями-мостами, повисшими над каналами и соединяющими главный дом с флигелями, стоящими на «материке». На просторном участке, среди регулярного березового сада, между островом, где находился господский дом, и прудом у горы Сион, возвышался усадебный театр. В 1800 году на месте этого театра было решено построить новый великолепный дом, а напротив него — каменную церковь.

Основная часть парка с прудами и каналами занимала восточную часть усадебной территории. Здесь располагались еловые боскеты, лабиринт, прямоугольный остров с домиком Уединения, Большой пруд с островом посередине и насыпанной горой вдоль берега. Но самым интересным устройством был, пожалуй, Лебяжий пруд с пятью островами и широким подковообразным каналом, охватывавшим остров, на котором располагался зверинец и насыпанная гора с большой беседкой. Восточнее Большого пруда находился Боковой пруд и липняг (липовая роща).

Параллельно всей системе каналов и прудов проходила главная усадебная аллея, или улица, вдоль которой стояли церковь, слободка дворовых людей, оранжерея, конюшни, а также находились Банный пруд, дубрава и сосновая роща. В 1800 году Н.Н. Демидов, решает построить новый дом и придать парку усадьбы черты, соответствующие новому вкусу. Известно, что к ремонтным работам в усадьбе привлекался Доменико Жилярди.

Процветание усадьбы Алмазово прекратилось после смерти Николая Никитича Демидова. Усадьба перешла во владение А.Ф. Тургеневой, а затем к генерал-майору М.Ф. Чихачёву, который способствовал организации в ней богодельни при Сергиевской церкви. Он завещал усадьбу попечительскому комитету Императорского Человеколюбивого общества — крупнейшей благотворительной организации.

В советское время усадьба и церковь были разорены. Из усадебных построек сохранились только два домика причта и двухэтажный флигель для дворовых людей, в котором располажилась школа-интернат для слаборазвитых детей. Живописная местность с пышным парком, каналами и прудами стала превращаться в необжитый край, зарастая лесом и болотами.

В 1992 году, стараниями отставного военнослужащего Анатолия Анатольевича Зиновьева, была восстановлена церковная община и под руководством настоятеля Андрея Ковальчука начата работа по возрождению храма. В 1999 году он был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которому в храме посвящен один из приделов. Основной же престол освящен, как и в 1819 году, в честь иконы Казанской Божией Матери.

В настоящее время в Алмазове еще достаточно четко видна система старых прудов и каналов, сохранились острова и оплывшие горки. Частично дошли до нас и насаждения парка, но только на тех участках, где они росли свободно, например вдоль главной аллеи, по берегам Большого пруда, в липняге и дубравах «английского сада». Но стриженые еловые боскеты и лабиринт исчезли.

Усадьба Глинки

Глинковская мыза — под таким названием существовал участок земли на правом и левом берегах реки Вори при ее впадении в Клязьму. Здесь располагалось небольшое сельцо Глинки (Глинково). В XVII веке оно принадлежало Троице-Сергиеву монастырю, а затем перешло в Дворцовое ведомство.

В 1710 году Глинково пожаловано Андрею Стельсу, а в 1717 году выкуплено у его вдовы князем А.Г. Долгоруковым, который владел сельцом до 1727 года. Согласно купчей, датированной 24 апреля 1727 года, у Долгорукова Глинки выкупает Яков Вилимович Брюс (1669–1735), вышедший к тому времени в отставку. Сельцо с деревнями Вачутино (Марьино), Кабаново, Мишуково и Громликово (Громково) насчитывало в то время 62 крестьянских двора и 226 душ крепостных мужского пола. Позднее Я.В. Брюс и его наследники добавляют к своему имению деревни Мизиново, Боково, Кармолино и Ново. Именно Я.В. Брюс создал в Глинках уникальную усадьбу, старейшую из сохранившихся в Подмосковье.

Усадьба была создана в стиле дворцово-парковой архитектуры и представляла собой замечательное зрелище: парадный двор, ограниченный зданием дворцового типа (бывшая обсерватория Брюса) и тремя флигелями; комплекс хозяйственных построек, частично сохранившийся до нашего времени; регулярный парк с живописными прудами. К сожалению, в 1934 году при создании на территории усадьбы дома отдыха, была закрыта и перестроена под спальный корпус усадебная церковь, построенная племянником Я.В. Брюса Александром Романовичем Брюсом (1704–1760), владевшим усадьбой после его смерти. В храме Иоанна Богослова была похоронена известная наперсница Екатерины II Прасковья Александровна Румянцева-Брюс (1729–1786), жена генерал-аншефа Якова Александровича Брюса (1729–1791), бывшего в 1784–1786 годы губернатором Москвы, а в 1786–1791 годы — губернатором Санкт-Петербурга.

   

Предки Брюса жили в России с 1647 года. С именем Якова Вилимовича Брюса связаны незабываемые страницы российской истории. Сподвижник Петра I, представитель знаменитого шотландского рода Яков Брюс был первым российским ученым, работавшим с Исааком Ньютоном в 1698 году. Во время второго Азовского похода Брюс составил карту юга европейской части России. В годы Северной войны он занимался перестройкой русской артиллерии, фактически создавая заново этот род войск в России. Под началом Брюса русская артиллерия блестяще действовала в Полтавской битве, за что Петр I наградил его орденом Андрея Первозванного. В годы войны Яков Вилимович неоднократно выполнял дипломатические миссии и руководил делегацией российских дипломатов при проведении мирных переговоров на Аландском конгрессе. Подписи Я.В. Брюса и его помощника А.И. Остермана стоят под Ништадтским мирным договором, завершившим войну со Швецией. Перед подписанием договора в феврале 1721 года Я.В. Брюсу был пожалован титул российского графа.

Яков Вилимович Брюс, руководя артиллерийским ведомством, создавал первые в России школы — цифирные, пушкарские, фортификационные, артиллерийские, инженерные. Он принял самое активное участие и при создании, открытой в мае 1701 года, математической навигацкой школы в Сухаревой башне, где его стараниями была оборудована первая в России казенная обсерватория. В качестве ученого, специалиста по изготовлению приборов и инструментов для научных исследований, а также как организатор, Брюс участвовал в создании Российской Академии наук, открытой в Санкт-Петербурге в декабре 1725 г.

С 1717 года Яков Брюс занимался созданием будущей промышленности Российского государства. Блестящий ученый, преуспевший во многих отраслях научных знаний, он был переводчиком специальной и научной литературы, составителем русско-голландского и голландско-русского словарей, вел переписку с Лейбницем, Лейтманом, Эйлером. Причем последнего Брюс консультировал по вопросам теоретической математики. В библиотеке Я.В. Брюса были книги по двадцати научным дисциплинам на четырнадцати языках. После смерти Брюса его библиотека, собрание «куриозных вещей» вместе с приборами и инструментами, составлявшими научный кабинет, были вывезены из усадьбы Глинки в Санкт-Петербургскую Академию наук на тридцати подводах.

С 11 ноября 1815 года началась новая веха в истории усадьбы. Ее купил у правнучки Якова Вилимовича Брюса Е.Я. Мусиной-Пушкиной-Брюс (1776–1829) владелец Глинковской писчебумажной фабрики Иван Тихонович Усачёв. Он использовал усадьбу под хозяйственные нужды своей фабрики. Через восемь лет его производство пришло в упадок, и Усачёв стал продавать земли. Фабрику переоборудовали из писчебумажной в хлопкопрядильную. В 1853 году Усачёв продал все производство братьям Алексеевым. Но и у них дело не заладилось. Не найдя покупателя, Алексеевы передали фабрику в ведение Богородского земского суда. Земский суд продал фабрику в 1862 году семье Колесовых, которые установили на фабрике почти 26 тыс. веретен, их обслуживали 757 рабочих. Предприятие стало одним из крупнейших в текстильной промышленности. Фабрика размещалась в одном трехэтажном каменном здании и двух двухэтажных деревянных корпусах.

Усадьба в Глинках тем временем пребывала в плачевном состоянии. Вся обстановка и вещи были вывезены, а дом превращен в склад хлопка. Во флигелях стояли машины для перемотки пряжи, размещались склады готовой продукции, общежития. Неоднократно в доме случались пожары. Когда-то Я.В. Брюс, создавая усадебный комплекс, разбил вокруг него регулярный парк, построил живописные павильоны, установил прекрасные скульптуры. В 1860–1880-е годы все это бесценное наследие досталось купчихе Колесовой, которая посчитав скульптуры богохульством, приказала разбить изваяния и использовать их для строительства плотины на Воре. В 1902 году фабрика сгорела и больше не восстанавливалась. В 1914 году усадьба и земли, сенокосные и лесные угодья были проданы купцу Малинину, который организовал торговлю лесоматериалами.

После революции часть усадебных флигелей использовали под приют и школу. Затем в усадьбе была организована сельхозкоммуна. В 1934 году Наркомат пищевой промышленности взял усадебный комплекс в аренду для устройства дома отдыха. Во время войны в усадьбе был госпиталь, с 1948 года — санаторий «Монино». В 1972 году рядом с усадьбой была обнаружена минеральная вода, и санаторий стал специализироваться на лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта.

     

В 1991 году в усадьбе был создан общественный дом-музей Я.В. Брюса при деятельном участии краеведа А.Ф. Ерофеевой, московского архивиста-исследователя В.В. Синдеева, самодеятельного художника В.И. Зотова и многих других энтузиастов. Основные постройки усадьбы сохранились хорошо. Построенные добротно и прочно, они дают нам возможность ощутить дыхание истории. Привлекают внимание декорированные наличники окон, в которых использованы маски, сделанные техникой резьбы по дереву. Интересны также по своей архитектуре здания кордегардии (помещения для военного караула) и садового павильона.

Усадьба Гребнево

Рядом с городом Фрязино, на высоком левом берегу небольшой речки Любосеевки расположен комплекс историко-архитектурного памятника федерального значения — усадьбы Гребнево.

История усадьбы известна с конца XVI века. В писцовых книгах 1584–1586 годов село Гребнево, «что было преж того за Васильем Федоровым сыном Воронцова», записано за Богданом Яковлевичем Бельским, оружничим Ивана Грозного, и было центром его вотчины, включающей еще одно село, 20 деревень и 24 пустоши, в том числе «село Новое, деревни Фрязинову, Чюмжову, Шелкову, Трубино, пустошь Назимову». После Смутного времени усадьба была возвращена семье Воронцовых, владевших ею еще ранее Бельского, а затем была в роду князей Трубецких более полутора веков.

При первом из рода Трубецких, владевших Гребневом,— князе Дмитрии Тимофеевиче Трубецком, совместно с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским возглавившем временное русское правительство в 1612 году, на реке Любосеевке уже упомянута плотина и создается обширный пруд, до наших дней сохранивший название «Барские пруды». Новая улица города Фрязина, расположенная на правом берегу Любосеевки, в 1990 году получила такое же название.

В 1760 году имение было за княгиней Екатериной Дмитриевной Голицыной, женой известного дипломата генерал-поручика князя Дмитрия Михайловича Голицына. С 1772 года Гребневом владела родственница Екатерины Дмитриевны — княгиня Анна Даниловна Трубецкая, в первом браке Хераскова.

      

Поэт Херасков, связавший на долгие годы свою судьбу с Московским университетом, летние месяцы проводил в Гребневе. Гребневские пейзажи с мощными суровыми лесами, холмистыми полянами в пышных узорах цветов, с узенькой речкой Любосеевкой, огибающей в низкой лощине усадьбу, тишиной и покоем — располагали к творчеству. Поэтической достопримечательностью Гребнева некогда являлся студеный ключ, бивший в парке. Г.Р. Державин, посещавший Гребнево, вспоминает о нем в стихотворении «Ключ», обращенном к Хераскову:

Да честь твоя пройдет все грады, 
Как эхо с гор сквозь лес дремуч: 
Творца бессмертной «Россиады», 
Священный Гребеневский ключ, 
Поил водой ты стихотворства.

В 1781 году имение купила первая жена Гаврилы Ильича Бибикова — Татьяна Яковлевна, урожденная Твердышева. При Г.И. Бибикове в Гребневе был создан архитектурный ансамбль усадьбы, дошедший с некоторыми изменениями до нашего времени. Воспоминания его внучки Е.Н. Раевской дают представление о жизни в Гребневе: «Дом там был огромный, каменный, окруженный большими садами, среди которых выкопаны были огромные пруды с несколькими на них островами, а на островах также разбиты сады и выстроены беседки... Когда приезжали гости из соседства или из Москвы, тогда запрягали линейки, ездили всем обществом по широким дорожкам сада, на пароме переправлялись на острова и в беседке чай пили... У дедушки в селе Гребневе был выстроен в саду театр со сценой, кулисами и всякими приспособленными к ним декорациями. Тут играл оркестр из крепостных музыкантов; давались балеты, где фигурировали крепостные же танцовщицы, для обучения которых выписывались учителя музыки и балетмейстер». Знаменитый танцмейстер П.А. Иогель, выведенный Л.Н. Толстым в «Войне и мире», был приглашен из Франции Г.И. Бибиковым и начал свою работу в России с постановок балетов в Гребневе.

  

Дирижером крепостного оркестра был замечательный композитор Даниил Никитич Кашин. Одним из первых русских музыкантов он начал выступать как пианист и дирижер в концертных залах Москвы и Петербурга. В 1799 году получил вольную. С того же года начал работать в Московском университете: сочинял хоровую и инструментальную музыку для торжественных собраний, устраивал концерты, дирижировал оркестром, преподавал. Собирал и обрабатывал народные песни. «Он подслушивал их и у ямщиков на большой дороге, и у русского мужика в поле, узнавал их в голосе Сандуновой»,— писал современник о его сборнике «Русские народные песни». Широкое распространение в дни Отечественной войны 1812 года имели его патриотические песни и гимны.

При Бибикове в Гребневе строится каменная церковь, она была освящена в 1791 году во имя Гребневской иконы Божией Матери, по преданию поднесенной Дмитрию Донскому казаками после Куликовской битвы. Храм с необычным для России навершием, с фигурой архангела, держащего крест, на куполе, построен «тщанием» генерала и двадцати крестьян, чьи имена высечены на сохранившейся и сегодня бронзовой храмозданной доске. В 1991 году было торжественно отпраздновано 200-летие этого храма и издана первая в нашем районе книга, посвященная истории храма.

Бибиков содействовал шелкоткацкому промыслу. В архивах сохранились отчеты: «деревня Щёлково — работают по найму купцам разных цветов платки, по 20 000 в год вырабатывают. В Чижиной, Новой, Трубиной — в каждой по 50 станов. Во Фрязиной — 80 и вырабатывают 35 000». Доля промысла в экономике имения при Бибикове была значительной: 400 станов приходилось на 700–800 ревизских душ. С 1794 года и до кончины Г.И. Бибикова в 1803 году он бессменно избирался предводителем дворянства Богородского уезда. Его вдова Екатерина Александровна в 1811 году продала поместье княгине Анне Александровне Голицыной, умершей в 1816 году.

В начале 1817 года князь Сергей Михайлович Голицын привлек к строительству в Гребневе архитектора Ольделли, а позднее архитектора Н.И. Дерюгина. Время князей Голицыных добавило красоте усадьбы триумфальность парадных въездных ворот, построенных в 1821 году, и величие ампира Никольского храма, освященного в 1823 г. Интересно обстраивался конный двор: здесь был манеж, показательные конюшни, каретные сараи, спальни конюхов и контора. В 1830–1832 годы архитектор Быковский построил двухэтажную каменную больницу.

В 1839 году Сергей Михайлович Голицын дает объявление о сдаче Гребнева в наем. Затем в газетах появляется заметка о продаже усадьбы: «Продается село Гребнево. От Москвы — 32 версты, душ — 858, земли — 5 168 десятин, строевого и деревянного лесу — 3 304 десятин. Вся деревня дает 35 000 доходу, кроме того, есть бут, из которого каждый год обжигается 1 000 бочек извести. На скотном дворе 60 скотин. Строения на 300 000 рублей, все каменные. Пруд около 7 верст в окружности, в коем большое количество рыбы». В 1845 году Голицыны продали село Гребнево Ф.Ф. Пантелееву. Он устроил в усадьбе винокуренный и купоросный заводы.

Затем усадьбу приобрели бывшие крепостные из Фрязина купцы Кондрашевы, восстановившие интерьеры главного дома усадьбы после Пантелеевых. Во флигелях Кондрашевы устроили шелкоткацкие фабрики, которые сменила «фабрика мелкого барашка» по производству искусственного каракуля купцов Федотовых.

В 1913 году усадьбу приобрел московский врач Федор Александрович Гриневский и организовал в ней первый в нашем крае санаторий. На все военное время она стала местом отдыха москвичей, лишенных возможности традиционного выезда на отдых за границу.

В 1919 году усадьбу национализировали и устроили санаторий им. Н. Семашко для туберкулезных больных. Долгие годы его возглавлял доктор Вячеслав Колеров, погибший в 1951 году в сталинских лагерях.

В 1960 году усадьбу объявили историко-архитектурным памятником республиканского значения. Долгое время здесь был Щёлковский техникум электровакуумных приборов, затем подсобное хозяйство НИИ «Платан». Усадьба несколько раз реставрировалась. В конце 1980-х — начале 1990-х годов в восточном флигеле усадьбы размещался историко-культурный центр, включавший в себя: выставочный зал, школу эстетического воспитания и художественную студию. В это короткое, но счастливое время в «двухсветном» зале усадьбы с прекрасной акустикой проводились концерты мастеров искусств и выставки картин Н. Рериха и К. Васильева, на берегу пруда устраивались многолюдные праздничные гулянья. В 1991 году пожар уничтожил практически отреставрированный дворец усадьбы.

Усадьба Литвиново

Пустошь Литвинцево в имении Григория Погожева на речке Лашутке Шеренского стана упоминается в исторических источниках начиная с XIV столетия. Название этого селения произошло от князя Семена Михайловича Литвина-Мосальского, которому в XIV веке принадлежали окрестные земли. От него и остались деревни Литвинове и соседнее — Мосальское.

В 1512 году Великий князь Василий III Иванович утвердил село Литвинское за Богоявленским монастырем. А в 1688 году Богоявленский архимандрит Никифор отдал Литвиново в оброчное содержание стольникам — князьям Ивану и Матвею Петровичам Гагариным до конца их жизни, с правом по своему усмотрению распоряжаться землей, «...чтобы в сельце Литвиново и на пустошах мельницы и пруды делать, и сады садить, и всякие строения, что захотят строить, и пашни, и луга расчищать, и крестьян, и деловых людей селить, сколько захотят». Князья должны были платить в монастырскую казну по 25 рублей в год ко дню Богоявления.

В 1746 году Литвиново было приобретено вместе с Каблуковым и соседними пустошами коллежским асессором и успешным фабрикантом Афанасием Абрамовичем Гончаровым. В тот год в деревне было 9 крестьянских дворов, жителей: 51 мужчина и 68 женщин, которые после исполнения работ на барщине занимались в своих домах ткачеством холстов и сукна для семейного употребления и на продажу. В этой небольшой тихой деревеньке среди живописных холмов и перелесков построил Афанасий Абрамович свою усадьбу.

Афанасий Абрамович Гончаров был выдающейся личностью. Он владел полотняной и бумажной фабриками в Медынском уезде Калужской губернии. Дела его по продаже парусов государственной казне шли успешно. Императрица Елизавета Петровна, за заведение и размножение парусных и полотняных фабрик, в 1744 году пожаловала Гончарову чин коллежского асессора, дававший право на потомственное дворянство. Три раза, по словам Афанасия Абрамовича, на него лил «золотой дождь», и он стал баснословно богатым: имел в нескольких губерниях свои заводы и фабрики, в его имениях насчитывалось 75 селений.

В Литвинове Гончаров построил просторный дом из красного кирпича с вкрапленными в его стены большими прямоугольными плитами белого известняка. Дом стоял главным фасадом на юг на вершине огромного холма. У его подножия, напротив северного фасада дома, были выкопаны три больших пруда, которые служили рыбными садками. Они были проточными — вода по каналам из реки Лашутки поступала в пруды и опять уходила в реку. Необходимый уровень воды в прудах поддерживался небольшой плотиной. От заднего фасада господского дома к воде вела широкая лестница.

В 1767 году в Литвинове было 12 домов и 76 крестьян. В 1816 году оно перешло внуку Афанасия Абрамовича — Афанасию Николаевичу, деду Натальи Николаевны Пушкиной-Гончаровой. Село Каблуково и деревню Литвиново в мае 1828 года он продал в погашение своих долгов коллежскому секретарю Семену Ивановичу Дорошевичу. В Литвинове тогда оставалось всего четыре двора, в которых проживало 13 мужчин и 16 женщин. Приходская церковь, построенная Гончаровыми, находилась в соседнем селе Каблуково. Жители были заняты, в основном, на ткацких фабриках в ближайших селениях. Собственного хозяйства не вели.

В последние годы перед крестьянской реформой Литвиново находится в ведомстве Государственных имуществ. После крестьянской реформы Литвиново вошло в состав образованной Гребневской волости Богородского уезда.

Справочная книжка Московской губернии в 1890 году отметила в Литвинове усадьбу купца 1-йгильдии нидерландского подданного Александра Наполеоновича Пельтцера (в соседней Сукманихе — фабрику искусственной шерсти Егора Егоровича Пельтцера).

Учитывая, что уже 20-ю годами ранее в соседнем селе Каблукове была суконная фабрика Егора Ивановича Пельтцера, можно думать, что скромное усадебное кирпичное здание Пельтцеров, построенное в голландском стиле, появилось тогда же. Его в 1850–1870-е годы построил под свою дачную резиденцию фабрикант Фридрих Пельтцер, родившийся в 1808 году в западной Германии. В 1820-х годах Фридрих приехал в Россию и организовал в Балашихе на реке Пехорке текстильную фабрику. Свою дочь Марию он выдал замуж за ее двоюрного брата Александра Наполеоновича Пельтцера. Пельтцеры были в родстве с Кёнеманами, основателями суконных фабрик в Соболеве (Щёлково) и Каблукове в 1832 г.

В 1920-е годы в усадебном доме Пельтцеров доживала хозяйка Мария Фёдоровна и ее дочь Мария Александровна Пельтцер. Последним управляющим их усадебки был Сергей Васильевич Богомолов из Орлова, церковный староста Казанского храма в Богослове.

Сегодня от усадьбы Литвиново остались несколько старых лип некогда большого сада, разрушающийся пельтцеровский дом-коммуналка, глубокие ямы высохших прудов и каналов.

Усадьба Образцово

Название старинного села Образцова связано с его владельцем Василием Фёдоровичем Симским из рода Добрынинских, большим воеводой при Иване III, прозванным за личный героизм, за то, что сражался с врагами всегда впереди своей дружины, — Образец. Он руководил войсками при походах на Новгород, Двину и Казань. Считается, что первый деревянный храм в селе Образцове, посвященный Рождеству Богородицы, возвел Василий Фёдорович после гибели своего 16-летнего сына в войне с ливонцами и последовавшей вскоре смерти жены.

Большие доходы приносили Образцу его многочисленные имения. В 1492 году Василий Фёдорович умер, и все его богатство, в том числе село Образцово, перешло к его сыну Ивану, прозванному Хабар. Иван Васильевич Хабар-Симский (Образцов) был удачлив в делах, «прибытков и поживы» имел более чем достаточно. Будучи воеводой при Василии III, он одержал немало побед в сражениях с неприятелем. Умер Иван Васильевич в 1534 году.

Село перешло к внуку Образца, который звался уже Хабаров-Добрынский. Иван Иванович, сын Хабара, занимал высокие должности при царствовании Ивана Грозного, но попал в опалу. Бежавший в Литву Иван Курбский в своей «Истории Ивана Грозного» писал, что царь «разграбил сингклита своего скарбы великие, от праотец еще собранны… По трех же летах убити его повелел с единочадным сыном».

Историк Николай Михайлович Карамзин, описавший эту мрачную эпоху и судьбу боярина, повествует:«Не было ни для кого безопасности... Но всего менее для людей, известных своими заслугами и богатством: ибо тиран, ненавидя добродетель, любил корысть. Тогда же был казнен Хабаров-Добрынский, один из богатейших сановников». Произошло это около 1569 г.

Сын Ивана Ивановича — Фёдор Иванович — служил мало и при опальном отце не мог рассчитывать на высокие должности. Вероятно, зная, что конфискации коснутся и вотчин, Образцово было продано (по другим сведениям пожертвовано) Суздальскому Спасо-Евфимьеву монастырю. В 1578 году Фёдор Иванович умер при загадочных обстоятельствах.

6 марта 1703 года, по именному указу Петра I, село Образцово было пожаловано Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину (1659–1729), «по то время пока ведать будет Монастырский приказ, а доходы с той вотчины брать на себя». Новый владелец имения, за умелое управление огромными монастырскими вотчинами, взятыми в царские руки, получил графский титул. Затем имением владел его сын граф Платон Иванович.

В 1733 году Платон Иванович подал прошение о строительстве в селе каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1737 году церковь с двумя боковыми приделами была построена. Этот храм существует по сей день. Северный придел освящен в 1738 году в память преподобной Марфы, матери преподобного Симеона Столпника, небесной покровительницы супруги Платона Ивановича Марфы Фёдоровны.

Обустройство остальной части церкви задержалось. В 1740 году граф Платон Иванович Мусин-Пушкин подвергся жестокому приговору. В водовороте придворных интриг он был подвергнут суду, лишен чинов, знаков отличия, графского достоинства, приговорен к «урезанию» языка, заточен в крепость, а затем сослан в Соловецкий монастырь. Имение было снова «отписано на высочайшее имя».

В 1743 году село Образцово с деревнями пожаловано графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину (1693–1766), тоже со своей трагедией жизни — взлетами и падениями. В 1740 году он занимает очень видную должность кабинет-министра, в следующем году приговорен к смертной казни, замененной ссылкой, затем возвращен. В 1744 году он поднимается на самую высшую должность в правительстве — канцлера. В 1758 снова приговорен к смертной казни, замененной ссылкой. Только после восшествия на престол Екатерины II в 1762 году он был оправдан и получил в награду за испытания чин генерал-фельдмаршала.

Сын его Андрей (1726–1768) умер через два года после смерти отца, не оставив наследников. При его жизни на имение Екатерина II назначила опеку «за развратную и неистовою жизнью графа Андрея, которому ведано было выдавать половину доходов, другая половина назначалась на уплату долгов отца». Имение унаследовали опекуны Андрея, племянники канцлера — князья Алексей (генерал-майор) и Михаил (главнокомандующий Москвы, генерал-аншеф) Никитичи Волконские.

Генерал-майор Алексей Никитич Волконский вскоре стал единоличным владельцем Образцова с ближними деревнями. При нем было закончено обустройство церкви: иконостаса и алтарей южного придела преподобного Евфимия Суздальского и главного — в честь Рождества Богородицы. 4 мая 1772 года было получено дозволение освятить главную церковь.

По сравнению со многими подмосковными церквами, судьба Рождественского храма сложилась достаточно благополучно — он никогда не закрывался. Правда, многие церковные ценности, жертвуемые столетиями, были отобраны в 1920-е годы. В период борьбы с колокольным звоном изъяли большой 150-пудовый колокол. Но даже в тяжелые 1937–1938-е годы прихожанам удалось отстоять храм.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы является уникальным памятником архитектуры. На протяжении 1980-х годов в храме велась генеральная реставрация, которая проводилась под руководством заслуженного реставратора России Г.Ф. Бабича. Мастера восстановили золоченый резной иконостас в стиле барокко, воссоздали настенные и купольные росписи. Семь слоев краски пришлось удалить для того, чтобы раскрыть первоначальный живописный слой, относящийся к первой половине XVIII века.

Алексей Никитич Волконский скончался в 1781, жена его — в 1790 году. Имение перешло к сыну Михаилу, а затем (в 1794 году) к его брату князю Николаю. Их сестра Екатерина (1754–1829) была замужем за известным коллекционером старинных рукописей, открывшим миру «Слово о полку Игореве», графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным.

На рубеже XVIII и XIX веков имение Образцово с деревнями Васильевское, Мальцево, Бурково, Байбаки перешло к помещику Маркеллу Демидовичу Мещанинову. После сыновей Мещанинова, Александра и Петра (с 1846 года владел Образцовым единолично), имение поделили их многочисленные родственники — Ханыковы, Наумовы, Аргамаковы, Оппель, но в 1874 году оно было вновь объединено новыми покупателями, купцами Михаилом и Николаем Ляпиными. Братья были известными московскими благотворителями и чудаками, им посвятил несколько страниц в своей книге «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский.

К началу XX века в селе Образцове было 20 крестьянских дворов (100 жителей) и два дома, где жили священник и дьячок. Земли у крестьян было 100 десятин. Помещичьей земли пашенной и лесной в бывшем имении оставалось еще добрая половина — 2 636 десятин. Владел ею бывший управляющий Ляпиных отставной майор Николай Петрович Кисель-Загорянский из старинного малороссийского дворянского рода (польского герба Кисель). Его сын Николай Николаевич был начальником 5-го земского участка Богородского уезда (1904) и уездным предводителем дворянства (1912), а в 1914 году назначен губернатором Рязани. Другие сыновья, Иван и Александр, стали основателями дачного поселка Кисель-Загорянского (поселок Загорянский).

Рядом со стенами Рождественской церкви в начале ХХ века историк С.А. Белокуров обнаружил осколки старинных кладбищенских плит с неясными надписями. Его брошюра «Надгробные плиты XVI в. в с. Образцове Московской губ.», изданная в 1911 году Императорским Обществом Истории и Древностей Российских при Московском Университете — ценный источник информации по многоликой истории этого края.

Сегодня в Образцове вырос значительный жилой поселок. От усадьбы Образцово осталась церковь, усадебный парк и пруды.

Усадьба Петрищево (Малые Петрищи)

С давних пор, на северо-востоке Щёлковского района, в междуречье Вори и Дубенки, близ Хомутовской дороги существовали две деревни с одинаковым названием «Петрищи» (в некоторых документах селения назывались Петрищево).

В писцовых книгах 1573–1574 годов «пустошь Петрищово» в Шеренском стане записана за «Михаилом за Ивановым сыном Лапшиным», другие Петрищи находились в составе Отъезжего стана. С конца XVIII века эти селения входили в разные уезды Московской губернии — Дмитровский и Богородский. В советское время деревни получили уточняющие определения «Малые» и «Большие».

Краеведы связывают название «Петрищи» с фамилией пристава Фили Петрищева, которому при Иване III была поручена охрана Хомутовского тракта от разбойников. Есть и другое предположение: многочисленные пустоши этого края арендовали у различных владельцев крестьяне Петровской дворцовой волости.

В сельце Петрищеве Богородского уезда, владении Поливановых, летом в 1829–1831 годы бывал в гостях у своего друга Николая Поливанова Михаил Лермонтов. Было тогда в Петрищеве 17 дворов, 163 крестьянские души и 400 десятин земли. Владелицей сельца была Екатерина Николаевна Поливанова, жена действительного статского советника Ивана Петровича. В 1857 году Петрищевом владел ее сын, лейб-гвардии ротмистр (с 1863 г. — гвардии полковник) Александр Иванович Поливанов.

В московскую университетскую пору никого из друзей не любил Лермонтов так горячо, как сверстника своего и сокурсника Николая Поливанова. Оба жили в Москве, по соседству, на Малой Молчановке. Оба великолепно рисовали.

Бабушка Лермонтова Е.А. Арсеньева возила по весне внука из города в деревню Середниково, где хозяйкою была вдова ее родного брата Дмитрия Столыпина — Екатерина Аркадьевна. Николеньку Поливанова родные тоже увозили в подмосковное сельцо Петрищево. В юнкерской тетради Лермонтова есть рисунок усадьбы Поливановых — барский деревянный дом с мезонином, флигель с тремя окошками, парк, причудливой формы пруд.

На территории бывшей усадьбы сохранились остатки старинного парка, описанного Лермонтовым:

... Как легкий дым, 
Туман окрестность одевает, 
И хладный ветер по листам 
Высоких лип перебегает.

В парке сохранился ключ, воспетый поэтом:

Когда студеный ключ играет по оврагу 
И, погружая мысль в какой-то смутный сон, 
Лепечет мне таинственную сагу 
Про мирный край, откуда мчится он...

Старожилы рассказывали, что в старину в усадьбе был пруд в виде большого дверного ключа — с бородкой, стержнем и кольцом, в центре которого был остров, а на острове стояли три старых дерева — береза, ель и сосна. Копали пруд-ключ на глубину два метра, дно устлали кирпичом. Питали его родники. Когда в 1972 году горели торфяники, сколько ни черпали из заросшего пруда воду, он не мелел. В ясные дни ключ был голубой, в пасмурные — серебристый. Лермонтов и Поливанов пили отсюда воду, плавали, катались в лодке, любуясь окрестностями.

Усадьба Рязанцы

По писцовым книгам Шеренского стана 1573–1574 годов сельцом Резаново с пустошами Завражье и Ескино владел Андрей Щелкалов. Тогда же «Данила Истленев и Федосья Остафьева Исленьева» владели по соседству деревней Губино. В 1646 году деревня Завражье и сельцо Резаново на речке Мележе значится во владении стольника Ивана Исленьева. Исленьевы владели Рязанцами с 1646 по 1870 год.

В 1695 году Василием Даниловичем Исленьевым была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы в деревне Завражье, и селение стало называться Троицким, Завражье тож. В 1704 году в Переписных книгах Патриаршего Казенного приказа церковь Живоначальной Троицы упоминается в селе Троицком, Резаново тож, а Завражье значится пустошью. В селе Троицком-Резанове числились в 1704 году двор вотчинников и 10 дворов крестьянских.

До 1780 года селом владел Василий Васильевич Исленьев, после его смерти — его вдова Марья Владимировна Исленьева (урожденная Шереметева), которая своим иждивением построила в 1784 году вместо деревянной «каменную холодную церковь и колокольню с одним престолом во имя Живоначальной Троицы, утварью посредственна, с одним священником и двумя причетниками».

В 1812 году имением владела ее дочь девица Прасковья Васильевна Исленьева, вслед за ней — гвардии отставной подполковник Владимир Михайлович Исленьев (1783 года рождения). Он участвовал в войне 1812 года и был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость». Выйдя в отставку, жил в усадьбе. Его жена Наталья Александровна (1792 года рождения) была родной сестрой выдающегося русского композитора-романтика Александра Александровича Алябьева.

Участник Отечественной войны 1812 года, Алесандр Алябьев (1787–1851) по стечению обстоятельств был обвинен в 1827 году в соучастии в убийстве и сослан в Сибирь. Его лишили дворянства, военного чина, боевых орденов. Лишь в середине 1830-х годов композитору разрешили жить у родственников в Московской губернии, запретив въезд в Москву. Весной 1835, летом 1836, зимой 1837, летом 1840 года Александр Александрович подолгу гостил у Исленьевых в Рязанцах. В августе 1840 года в Троицкой церкви произошло венчание А.А. Алябьева с вдовой Екатериной Александровной Офросимовой, урожденной Римской-Корсаковой.

С 1849 года на церковной земле Троицкой села Рязанцева церкви епархиальным начальством было дозволено устройство кирпичного завода, который существовал до 1857 года. Кирпич, изготовленный на этом заводе, использовался для строительства при Троицкой церкви двухпридельной теплой трапезы и колокольни. В 1857 году один из «приделов был уже освящен, а другой готов к освящению». В 1863 году церковь была обнесена оградой и покрыта железом. В клировой ведомости церкви за 1867 год значатся три престола: в настоящей холодной во имя Живоначальной Троицы и вновь построенные теплые приделы с южной стороны во имя Казанской иконы Божией Матери, с северной стороны — во имя Николая чудотворца.

В 1872 году штаб-капитан Василий Владимирович Исленьев продал свою усадьбу Рязанцы врачу Колесову Сергею Ивановичу. Усадебный дом разобрали в советские времена. Теперь в Рязанцах только храм и величавый парк напоминают о былой усадебной жизни. Но сохранились вековые сосны и липы парка усадьбы Исленьевых.

В наши дни в Рязанцах ежегодно проводятся праздники, посвященные композитору Алябьеву. На них приезжают московские артисты, гости из городов и селений края. В 1987 году в Рязанцах прошли народные гулянья, посвященные 200-летию со дня рождения автора «Соловья». В 1998 году в тенистом липовом парке села Рязанцы установлен бюст композитора Алябьева.

Усадьба Фряново

о Фрянове в конце XVIII — начале XIX века Иваном Лазаревичем Лазаревым была создана одна из уникальных усадеб Подмосковья. Усадебный дом и сегодня остается наиболее красивым зданием в поселке. Время оставило на нем свой след, но строение, выполненное на каменном фундаменте из сосновых и дубовых бревен, заготовленных в окружавших село Фряново лесных массивах, еще сохраняет свой первоначальный вид. Подобных исторических сооружений в Московском регионе всего еще только два: дворцы Шереметевых в Кускове и Останкине.

В 2011 году этому дому исполнилось 210 лет. За два столетия дубовые перекрытия, пропитанные специальным раствором, отлично сохранились. Капитальный ремонт кровли и текущий ремонт внутренних помещений придали ему благопристойный вид. В главном доме Лазаревых долгие годы располагалась школа, а флигели были использованы как жилые помещения. С 2004 года здесь функционирует фряновский историко-краеведческий музей.

В этой усадьбе была проведена немалая часть съемок фильма по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». С фасада дом снимался как усадьба Кирсановых, а со стороны парка — как усадьба Одинцовой. В усадьбе снимался фильм «Господа Головлёвы» по роману Салтыкова-Щедрина, эпизоды фильмов «Чучело 2» и «Продавец игрушек».

Строители усадьбы Лазаревы — армянские купцы, получившие в России дворянство. Выходцы из Персии, они оказались в России после свержения в 1750 году Надир-шаха, сторонника России. В те годы многие семьи покинули Персию. И старинный род Газарянов, известный с XIV века и имевший влияние при персидских шахах, обосновался в России.

В Москве основатель российской ветви рода Лазарь Назарович Газарян (1700–1782) взял фамилию Лазарев и занялся торговлей шелковым товаром и ювелирными изделиями. Четверо его сыновей — Ованес (Иван), Манас, Хачетур, Аваким (Еким, Аким) — стали ближайшими его помощниками. Лазаревы покупают дом в Москве и шелковую фабрику во Фрянове.

В мае 1774 года Иван Лазаревич Лазарев за заслуги в развитии горного дела на Урале получил потомственное дворянство. Он активно занялся обустройством «подмосковной»: заложил липовый парк, спускающийся к речке Ширенке, построил каменную церковь — храм Иоанна Предтечи, освященный в 1797 году. Значительная по своим размерам церковь была крупнейшим сооружением не только села Фрянова, но и окружающих его поселений. Молитвенный зал площадью свыше 350 кв. метров вмещал многие сотни посетителей, в том числе и прибывавших из ближайших деревень.

Строительство главного усадебного дома-дворца заканчивается в 1801 году, уже после смерти Ивана Лазаревича. Центральная часть здания имела большой зал с выходом в парк. Просторными оранжереями дом соединялся с двумя флигелями. В оранжереях были высажены самые разнообразные экзотические растения.

После смерти брата усадьба с фабрикой перешла к Екиму Лазаревичу (1743–1826). В 1812 году Лазаревы направили в Московское ополчение 64 ратника. Более полумиллиона рублей убытка понесли Лазаревы от пожара в Москве, где сгорели их склады с шелковым товаром. В 1813 году погиб в сражениях под Лейпцигом сын Екима Артемий.

Лазаревы известны в России и на Востоке как просветители. Они организовывали школы переводчиков для восточных дипломатов, печатали книги на армянском и других языках Востока. Именем И.Л. Лазарева назван основанный им Институт восточных языков в Москве.

В наше время усадьбу Лазаревых во Фрянове не раз посещали представители посольства Армении в России и армянской диаспоры, отдавая дань уважения их выдающимся заслугам. В одном из флигелей сейчас живет хранитель истории усадьбы Владимир Николаевич Морошкин — краевед, посвятивший практически всю свою жизнь изучению истории этого замечательного уголка Подмосковья. Настоятель храма во Фрянове отец Михаил (Герасимов) сделал восстанавливающийся храм центром духовной и культурной жизни Фрянова.

Щёлковский историко-краеведческий музей

Щёлковский историко-краеведческий музей был создан на общественных началах при районном Доме культуры в 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции. В 1999 году музей приобретает статус муниципального учреждения и собственное помещение в центре города. Музей имеет три зала, хранилища и административные помещения.

Постоянная экспозиция музея размещена в двух залах.

1. Геология и археология. 
Здесь можно увидеть интересные палеонтологические находки: окаменелые морские животные, моллюски, кораллы, населявшие территорию нашего района около 70 млн лет назад. Находки периода неолита — кремневые скребки и наконечники, фрагменты глиняной посуды; а также следы жизни славян XI–XIII веков,найденные в кривичских и вятичских захоронениях-курганах.

2. Флора и фауна края. 
Флора и фауна края представлены живописным уголком, где разместились основные обитатели леса, берегов рек и озёр (более30-ти чучел зверей и птиц, коллекция насекомых).

3. Этнографический. 
Здесь представлены традиционные мужские и женские ремёсла, орудия труда, предметы быта, рассказывающие о жизненном укладе крестьян, ремесленников и фабрично-заводских рабочих. Большая коллекция традиционной крестьянской одежды разных регионов России. О быте мещан и горожан рассказывает коллекция посуды.

4. Развитие промышленности. 
Раздел посвящён первым предпринимателям-фабрикантам: Кондрашовым, Поляковым, Четвериковым, Рабенекам, Синицыным и др. Представлены их личные вещи и фотографии. По экспонатам музея можно восстановить процесс обработки льна, прядения и ткачества. В экспозиции представлены ткацкие станы: ручной и артельный — в рабочем состоянии, шерстобитная машина.

5. Щёлково: слобода — посёлок — город. Страницы истории. 
Музейная экспозиция рассказывает о рождении города, его росте и развитии на фоне экономической, политической, социальной и культурной жизни. Её хронологические вехи: середина XIX века, 1917 год, 20–30-е и 50–60-е годы прошлого столетия. В планах музея продолжить работу над экспозицией, расширив её временные и территориальные границы. Данная тема способствует постоянному пополнению музейных фондов благодаря изыскательской работе, проводимой научными сотрудниками в архивном управлении Щёлковского района, архивах города Москвы и области.

6. Великий подвиг великого народа. 
Особое внимание уделено участию жителей Щёлковского района в Великой Отечественной войне. Информация, представленная на стендах, дополнена подлинными предметами военного времени, наградами, документами, письмами. Данный раздел экспозиции представлен ежегодно в апреле—мае.

Ежегодно фонды музея пополняются за счёт закупок, дарений местных жителей и коллекций общественных музеев заводов и фабрик, школ Щёлковского района, находок этнографических экспедиций. С 1999 по 2013 год фонды музея выросли с 3000 до 16 554 экспонатов. Ведётся постоянная кропотливая работа по формированию коллекций музея и научной обработке документов. Начиная с 2013 года создаётся электронный архив музея.

Музей имеет выставочный зал и ведёт большую выставочную деятельность по разным направлениям искусства и коллекционирования: живопись и графика, декоративно-прикладное творчество, частных коллекций и коллекций музеев. Смена выставок проходит с периодичностью 1,5–2 месяца. Выставочный зал также используется для временных экспозиций музея, конференций, мастер-классов и творческих вечеров.

Адрес музея: 
141100, Московская область, г. Щёлково, ул. Советская, дом 54. 
Телефон: 8 (496) 566-46-30, эл. почта: muzey99@mail.ru
www museum-schel.ru 
 
Музей работает: 
со вторника по пятницу — с 10:00 до 17:00, 
в субботу и воскресенье — с 11:00 до 18:00, 
выходной день — понедельник, последняя среда месяца — санитарный день.

Музей Центра подготовки космонавтов

Музей Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина создан в Звёздном городке по инициативе Юрия Алексеевича и был открыт для посетителей 6 ноября 1967 года.

В нем собираются, сохраняются, изучаются и популяризируются, прежде всего, памятники истории пилотируемой космонавтики, подготовки и осуществления исследований в космосе с непосредственным участием человека.

Адрес музея: 
141160, Московская область, Звёздный городок. 
Телефон: (495) 526-38-74. 
www.museum.ru/M491

Музей работает: 
ежедневно с 10:00 до 17:00, выходные дни — суббота и воскресенье.

Только экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности.

Проезд из Москвы: 
электричкой от Ярославского вокзала до ст. «Циолковская»; маршрутным такси от ст. метро «Щёлковская» до Звёздного городка.

Центральный музей ВВС

Центральный музей ВВС был создан по инициативе Героя Советского Союза маршала авиации С.А. Красовского в соответствии с приказом № 209 ГК ВВС от 28.11.1958 и открыт для приема посетителей 23 февраля 1960 года на территории Краснознаменной Военно-воздушной академии.

Музей Военно-воздушных сил — федеральное государственное учреждение культуры и искусства. Он обладает уникальной экспозицией самолетов и вертолетов как военного, так и гражданского назначения; богатыми коллекциями образцов стрелково-пушечного и ракетного вооружения, боевого снаряжения, авиационных двигателей, предметов авиаоборудования, униформы и знаков отличий, изобразительного искусства, кинофильмов и фотодокументов. Экспозиция музея — в залах, ангарах и на открытой стоянке — последовательно раскрывает славную историю отечественной авиации от ее зарождения на рубеже XX-го века до наших дней.

Неизменное восхищение у посетителей музея вызывают уникальные самолеты: «Фарман-4», «Вуазен», «Сопвич», У-2, Р-5, Ил-2, Ил-10, Пе-2, Ту-2, Ла-7, Ту-4, М-50, Су-100, Ту-22м, Як-38, Су-25, Су-35, МиГ-25, Миг-29; крупнейшие в мире вертолеты: Ми-12 (В-12), Ми-26; оригинальные летательные аппараты: «Махолет» В.Б. Татлина (1933), «Турболет» А.Н. Рафаэлянца (1958), дископланы М.В. Суханова.

Музей ВВС осуществляет культурные связи со многими зарубежными музеями мира. Кроме экскурсионной работы, на экспозиционной и технической базе музея проводятся занятия со слушателями высших учебных заведений и учащимися средних школ.

АУДИОЭКСКУРСИЯ

Чтобы помочь гостям ознакомиться с крылатым богатством музея, была разработана обзорная аудиоэкскурсия. Она содержит звуковые файлы (mp3), каждый из которых в течение 1–3 минут представляет соответствующий летательный аппарат. Тексты начитаны профессиональным диктором на студии звукозаписи. Общее время звучания превышает 4 часа. Кроме того, по каждому экспонату есть тексты, фотографии, инструкции и навигационные карты-схемы расположения самолетов и вертолетов в ангарах и на открытой площадке. Автор и составитель экскурсии полковник в отставке В.И. Канаев.

Обзорная аудиоэкскурсия по Центральному музею ВВС. ( 134M)

Хранящиеся в музее летательные аппараты стали историческими вехами в развитии не только российской, но и мировой авиации. Для благоустройства музея, качественного ухода и содержания уникальных экспонатов, строительства и ремонта помещений, оснащения их современной музейной техникой и оборудованием требуется спонсорская, меценатская, шефская и волонтерская помощь. Ваше имя может появиться рядом с самолетом или вертолетом, над которым вы взяли шефство.

Адрес музея: 
141170, Московская область, Щёлковский р-н, пос. Монино, ул. Музейная, дом 1. 
Телефон: (495) 526-33-27, факс: (495) 744-06-77.

Музей открыт для приема посетителей в понедельник, вторник, четверг, пятницу с 9:30 до 13:30 и с 14:15 до 17:00; в субботу — с 9:00 до 14:00.

Выходные дни — среда и воскресенье.

По традиции музей открыт в дни авиационных праздников и 9 Мая, объявляемых днями открытых дверей. На аэродроме музея проводятся демонстративные полеты мастеров высшего пилотажа и парашютные прыжки спортсменов.

Проезд из Москвы: 
электричкой от Ярославского вокзала до ст. «Монино»; автобусом № 322 от ст. метро «Партизанская» до ост. «Академия ВВС»; автобусом или маршрутным такси № 362 от ст. метро «Щёлковская», маршрутным такси № 587 от ст. метро «Новогиреево» до Монина.

Музей железнодорожных войск РФ

Единственный в своем роде музей, который отражает историю развития железнодорожных войск России. Первые подразделения железнодорожных войск были созданны 6 августа 1851 года для охраны и эксплуатации железной дороги Петербург—Москва.

Музей открыт 20 февраля 1976 года на территории учебного центра железнодорожных войск. В четырех залах музея, общей площадью около 700 кв. м, размещены более 15 тысяч экспонатов — макеты техники, форма одежды, оружие, награды, специальные инструменты и оборудование, фотоматериалы, электрифицированные схемы, личные вещи героев войны и труда; рассказывающие о славной истории, богатых трудовых и боевых традициях железнодорожников.

Выставка новой строительно-восстановительной техники железнодорожных войск познакомит посетителей с современными буднями военных железнодорожников.

Адрес музея: 
141181, Московская область, Щёлковский район, пос. Загорянский, ул. Розы Люксембург, д. 5, в/ч 11300. 
Телефон: 8 (495) 262-46-77. 
 www.museum.ru/M1798

Музей работает: 
ежедневно с 9:00 до 18:00, выходные дни — понедельник и воскресенье, первая среда месяца — санитарный день.

 Только экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности.

Проезд из Москвы: 
электричкой от Ярославского вокзала до ст. «Загорянская», далее автобусом № 24 или маршрутным такси до остановки «Учебный центр железнодорожных войск».

Музей продовольственной службы ВС РФ

В залах и на открытой площадке этого уникального музея можно проследить историю зарождения и развития продовольственной службы российской армии, которая была основана 18 февраля 1700 года Указом Петра I.

Богатая музейная экспозиция дает полное представления о том, как было организовано питание воинов более 300 лет назад и как, с развитием войскового хозяйства, происходило совершенствование организации питания войск и норм суточного довольствия.

За прошедшие годы создана стройная система питания личного состава армии и флота с использованием самых последних достижений продовольственной науки. Разработан целый парк технических средств для работы армейской продовольственной службы в полевых условиях: кухни, хлебозаводы, мельницы, средства подвоза продовольствия и воды, холодильные и ремонтные средства, и т. п.

Буклет «Музей продовольственной службы Вооруженных Сил Российской Федерации». ( 735k)

Адрес музея: 
141170, Московская область, Щёлковский район, п. Монино, в/ч 25976. 
Телефон: (478-21) 20-777. 
Музей работает по предварительным заказам ежедневно с 10:00 до 17:00, кроме субботы и воскресенья.

Музей формы одежды русской, советской и иностранных армий

Эполеты русской армии конца XIX—начала XX века были не только украшением мундира, но и имели защитное свойство — спасали от рубящего удара шашки противника.

Музей военной формы одежды создавался на основе коллекции Императорского интендантского музея, существовавшего до революции под покровительством Российского Императора. Высочайшим Указом было повелено собирать как типовые образцы военной формы, так и опытные, эксперементальные, дабы «сохранить для истории образцы военной формы».

Во время революции интендантский музей был частично разграблен, а частично уничтожен. Остатки коллекции интендантского музея были переданы: частично в музей артиллерии, инженерных войск и войск связи; частично в театры и киностудии; частично в интендантское управление Красной армии, для использования в качестве образцов военной формы.

Последнее собрание и составило основу ныне существующего музея военной формы одежды. В дополнении к униформе музей содержит превосходную коллекцию наград и знаков различия — ведь это неотъемлемая часть мундира.

Только несведующий человек может сказать, что разработать военную форму одежды очень просто. Ведь кроме, собственно, формы, которая меняется в зависимости от характера решаемых задач и климатических условий местности, важными факторами являются цвет, фактура ткани, износ, выцветание после стирки и т.д. Даже вырез на груди гимнастерки имел специальную форму для «снятия ее в экстренной ситуации методом разрыва, например при попадании напалма».

Долгое время коллекция существовала при научно-исследовательской лаборатории военной формы одежды интендантской службы Министерства обороны и демонстрировалась лишь специалистам. Сейчас музей открыт для всех, интересующихся военной формой одежды.

Музей находится на территории воинской части и является «режимным» объектом, в связи с чем необходимо заранее подавать заявку на посещение. 

В связи с «выцветанием» экспонатов от вспышек фотоаппаратов, в музее действует определенный световой режим и фотографирование по особому распоряжению.

Адрес музея: 
Моская область, п. Бахчиванджи (Щёлково-4), 
в/ч 762 ЦОКБ вещевой службы. 
Телефон: (495) 544-86-11. 
Музей работает: 
ежедневно с 9:00 до 18:00 часов, 
выходные дни — суббота и воскресенье.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ФУРАЖКОЙ ОТМЕРЯЛИ ФУРАЖ, А БУДЕНОВКА СНАЧАЛА БЫЛА ФРУНЗЕВКОЙ?

Эполеты товарища Сталина

Когда 27 июня 1945 года Президиум ВC СССР присвоил Сталину звание генералиссимуса, то встал вопрос: какая форма отныне к лицу главнокомандующему? Разработку мундира для обладателя уникального воинского звания поручили начальнику Тыла Вооруженных сил генералу Хрулеву. Представлял пошитую форму главный интендант Советской армии Драчев. Увидев «наряд», Сталин поморщился. Не понравились ему многочисленные галуны, роскошные золотые эполеты и золотые же лампасы на брюках. Выставив Драчева, вождь сказал подчиненным, что не хочет выглядеть, как петух или швейцар из ресторана. Тем не нужно было объяснять дважды: уже через несколько дней представили мундир скромнее — шерстяной китель с отложным воротничком. Он и получил высочайшее одобрение. Теперь оба варианта формы генералиссимуса можно увидеть в единственном месте — Музее русской, советской и иностранной формы одежды Центрального вещевого управления Минобороны РФ.

Последняя ошибка предпоследнего царя

— Кстати, вариант погон генералиссимуса, который представлен на втором мундире, так до конца и не утвердили, — рассказывает главный хранитель уникального музея Галина Безкровная. — Вероятно, потому, что Сталин не любил эту форму и надевал ее крайне редко.

— Генералиссимусов до Сталина в русской истории было всего трое. Их мундиры сохранились?

— Нет, парадная форма Шеина, Меньшикова и Суворова до нас не дошла. Но у нас немало других раритетов — хотя бы вот эти брюки-чивчиры из детского офицерского мундира Николая I. Их носил два века назад будущий российский император. А вот парадный мундир Александра III.

— А что это за ниточки на груди?

— Это петельки для орденов и медалей, которыми награждали Его Императорское Величество! Между прочим, именно в правление Александра Александровича впервые в России офицеры принялись в массовом порядке увольняться из армии.

— Неужели царь зажимал им денежное довольствие?

— Нет, разумеется. Просто как раз тогда в армиях мира появилось нарезное стрелковое оружие, и разноцветные офицерские мундиры стали отличной мишенью для снайперов. Военачальники вынуждены были резко упростить внешний вид формы, унифицировать расцветку. А наши офицеры обиделись, посчитав, что так их унижают… Только Николай II исправил отцовскую ошибку, вернув в войска разноцветные мундиры в качестве парадной формы одежды.

Проходя по залам музея, разместившегося в Щелковском районе Подмосковья недалеко от платформы Бахчиванджи, постоянно сомневаешься: неужели все эти епанчи (так называли верхнюю солдатскую одежду — предшественницу шинели), шлемы копейщиков раннепетровской эпохи, брюки-лосины, снимаемые и надеваемые исключительно в намоченном состоянии, — неужели все это действительно сохранилось с тех пор, а не изготовлено умелыми руками мастеров-новодельщиков?

Богатырка командарма

Да, подавляющее большинство экспонатов — исторические оригиналы. Этим мы во многом обязаны Интендантскому музею Русской армии, учрежденному еще в 1868 году в столичном Санкт-Петербурге с чисто практической целью. Дело в том, что образцов формы и снаряжения в различных родах войск тогда было так много, что офицеры, случалось, путались: что и когда надевать? Для разрешения подобных затруднений и было учреждено столь полезное заведение (тогда оно даже называлось необычно: музей-магазин).

В первые советские времена экспозиции не поздоровилось. Одни экспонаты подарили другим музеям, другие передали в театры и на киностудии. Многое банально распродали. А то, что осталось, сложили в ящики и заперли на складе. Возродить музей смогли только после войны, когда уцелевшие раритеты вернули Главному интендантскому управлению. Но лишь в 1985 году экспонаты разместились в современном отапливаемом здании, обустроенном целиком силами тыловых служб.

В здешних залах узнаешь много интересного об обыденных вещах и привычных с детства названиях. К примеру, фуражиры долгое время были единственными служивыми Русской армии, к головному убору которых приделывался козырек. Но не из форсу и не в качестве знака различия, а в чисто практических целях: считалось, что такой шапкой очень удобно отмерять лошадям овес.

И только спустя несколько десятилетий название «фуражка» прочно утвердилось не только в армии, но и среди гражданского населения. А известная всем буденновка сначала звалась богатыркой: художник Васнецов «списал» этот головной убор со шлемов Ильи Муромца и Алеши Поповича. Когда богатырка широко распространилась в дивизии Фрунзе, ее нарекли фрунзевкой.

И только в знаменитой Первой конармии она получила окончательное имя… Между прочим, Буденный успел увидеть основную музейную экспозицию при жизни — разумеется, еще на старом месте, когда она располагалась в неотапливаемых бараках под Красногорском. Старожилы рассказывали: когда Семена Михайловича подвели к чучелу лошади Ворошилова по кличке Маузер, знаменитый кавалерист чуть не расплакался: «А моего-то коня почему же в музей не поместили!?»

Кстати: пятиконечные звезды впервые появились в русской армии за 94 года до большевистского восстания. Тогда, при Николае Павловиче, эти кованые значки на эполетах символизировали сокрушающую силу духа. Жаль, что нынче военным напоминают об этом только здесь, в музее…

Фряновский историко-краеведческий музей

Историко-краеведческий музей городского поселения Фряново расположен в усадебном доме, построенном Екатерининским вельможей Иваном Лазаревичем Лазаревым в 1801 году.

Семья купцов Лазаревых прибыла в Россию из Персии в 1750 году и в 1774 году получила потомственное дворянство, пожалованное Екатериной II за создание лучшей в России Фряновской шелковой мануфактуры.

Здание усадьбы, построенное в стиле московского классицизма, хорошо сохранило внешний облик и внутреннюю планировку. Оно представляет собой уникальный для Подмосковья образец деревянного усадебного дома рубежа XVIII–XIX веков. Это одна из наиболее древних сохранившихся гражданских деревянных построек.

С южной стороны к усадьбному дому примыкает парк, имеющий регулярную планировку, существующий со второй половины XVIII века и составляющий неотъемлемую часть усадебного ансамбля.

Также, единый комплекс с усадьбой составляет храм Иоанна Предтечи, выстроенный стараниями Лазаревых в 1797 году. Этот храм, построенный «по новой для тех времен архитектуре», вмещал более 1000 человек и ныне является одним из самых больших в округе.

В музее действуют экспозиции:

  • Зал Лазаревых (посвящена дворянскому роду Лазаревых);
  • Зал истории церквей (посвящена церквям, построенным на территории городского поселения Фряново в период с конца XVII до второй половины XVIII века);
  • Зал истории Фряновской мануфактуры (с момента основания шелкоткацкой фабрики Шериманом до преобразования ее в шерстопрядильную фабрику, крупнейшую в Советском Союзе);
  • Зал музыкальной культуры (посвящена деятелям культуры, родившимся в окрестностях Фрянова — Алябьев, Масленников, Фрадкин);
  • Зал Залогиных — последних владельцев усадьбы (предметы интерьера и личные вещи владельцев до 1917 года);
  • Стромынский тракт;
  • Крестьянский быт;
  • Зал «Поколение победителей» (представлены предметы быта жителей до 1940 года);
  • Зал боевой славы;
  • Выставочный зал (представлены работы современных художников и мастеров прикладного искусства).